На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИНФОРМновости

44 457 подписчиков

Этот «положительный» профессор…

Этот «положительный» профессор…

Для многих людей образ профессора Преображенского (М.Булгаков «Собачье сердце») стал чуть ли не иконой, образцом. Светочь, обличитель и прочая и прочая… Уверен, что образ этот сложился не после прочтения книги, а после просмотра одноименного фильма. Но дело в том, что Бортко (случайно или специально — не знаю) исказил образ Преображенского.

Что приходит на ум первое при упоминании имени Преображенского? Конечно, его обличительная речь! «Разруха не в клозетах — разруха в головах». Что там вещает по этому поводу наш герой? «Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах!» О, как! При этом сам профессор в «разрухе» не участвует. Он вдохновенно обличает пролетариев (нас с вами), которых ненавидит (с его же слов): «…каждый из них (ИЗ НИХ!!!, то есть из нас) должен лупить себя по затылку! И вот когда он… займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой.»

А как сам гневный обличитель борется с «разрухой»? Читаем: «Загадочный господин наклонился ко псу, сверкнул золотыми ободками глаз и вытащил из правого кармана белый продолговатый сверток. Не снимая коричневых перчаток, размотал бумагу, которой тотчас овладела метель, и отломил кусок колбасы, называемой «Особенная краковская».

БУМАГОЙ ОВЛАДЕЛА МЕТЕЛЬ! Что это, как не «помочился мимо унитаза»? Причем буквально. Он же просто выкинул бумагу, сиречь намусорил.

Так вот, чисто у профессора в подьезде было, и ковры на лестнице лежали, когда гуано профессорское убирал этот самый ненавистный пролетарий.

Что там еще в обличительной речи? Не устраивает профессора, что пролетарии поют? А вот мне кажется, что автор не случайно сразу же после обличительной речи отправил профессора в оперу: «… сегодня в Большом «Аида». А я давно не слышал. Люблю…» Чем же обличитель отличается от обличаемого? Ничем.

Кстати, интересно, что Булгаков говорит о своем герое, какими словами характеризует. Авторского текста в рассказе нет. Свои мысли автор вложил в рассуждения собаки. (Ну не может же собака мыслить самостоятельно, на самом то деле!). Вот их первая встреча: голодный пес мечтает о колбасе, запах которой учуял. «Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами. Обратите внимание на поварскую работу. Но ведь вы ни за что не дадите. Ох, знаю я очень хорошо богатых людей». Профессор богат, а следовательно ЖАДЕН. И бессердечен. Ни за что не даст.
А вот что «думает» пес о профессоре во время обличительной речи последнего: «Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать, – мутно мечтал пес, – первоклассный деляга». ДЕЛЯГА! Все-таки Булгаков — гений. Так охарактеризовать человека одним словом!..

Гениальность рассказа и в самам построении. Обычно положительного героя сравнивают с отрицательным. Но в «Собачьем сердце» нет положительного героя (ну, разве что пес). Булгаков сравнивает профессора с не самым приятным типом — Шариковым. И сравнение это не в пользу Преображенского. Не верите? Ну вот вам навскидку. Преображенский отчитывает Шарикова: «…вы посмотрите на себя в зеркало – на что вы похожи! Балаган какой-то! окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире. Не плевать. Вон плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно. С Зиной всякие разговоры прекратить! Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете». Ну, подлец же! Зину в темноте подкарауливает (в другой раз Шариков ущипнул ее за грудь. Подлец! Иначе не скажешь). Но чего стоит этот праведный гнев? А вот вам: у профессора идет прием посетителей.

Потом взволнованный голос тявкнул над головой:
– Я – известный общественный деятель, профессор! Что же теперь делать?
– Господа! – возмущенно кричал Филипп Филиппович. – Нельзя же так! Нужно сдерживать себя! Сколько ей лет?
– Четырнадцать, профессор… Вы понимаете, огласка погубит меня. На днях я должен получить командировку в Лондон…
– Да ведь я же не юрист, голубчик… Ну, подождите два года и женитесь на ней.
– Женат я, профессор!
– Ах, господа, господа!

Где праведный гнев профессора? Нет его. Он повздыхает и сделает незаконный аборт (!) четырнадцатилетней (!) девочке. Высокие моральные принципы, ничего не скажешь. Выходки Шарикова просто детские шалости на фоне профессора.

А кто клиенты Преображенского? О, это люди очень богатые:

Это (операция) будет стоить очень дорого – пятьдесят червонцев.
– Я согласна, профессор!

На протяжении всей книги «светило с мировым именем» никому не помог, не спасал жизней, не приносил ничего в жертву. Чистая коммерция. А кто эти богатые люди Булгаков не скрывает: «… теперь пришло мое времечко. Я теперь председатель, и сколько ни накраду – все, все на женское тело, на раковые шейки, на «Абрау-Дюрсо»! Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня…» СКОЛЬКО НИ НАКРАДУ!!! Вот этих людей и обслуживает мировое светило.

И как теперь относиться к негодованиям профессора по поводу того, что у него калоши украли? Получается, красть — это хорошо, это можно и нужно. Но не у профессора. Красть у пролетария — хорошо. Красть профессора — плохо. Так, что ли?

В этом месте очень хочется сделать небольшое «лирическое» отступление. Помню одна очень известная певица, которая «родилась в Сибири» и которую потом все никак не отпускали в Гималаи в начале 90-х вещала в телевизоре: «Если ты настоящий мужик, то заработай, достань, укради наконец…». А совсем недавно она же жаловалась, что домработница ее обворовывает. Знакомая песня, не находите? «Воровать нужно, но не у меня, любимого».

Профессор — интеллигент? Интеллектуал? Образец культурной просвященной личности? Ага, щаззз! «– Зина! Там в приемной… зеленая книжка… переписка называется… как его?.. Энгельса с этим чертом… В печку ее!»
Нет, в жизни-то я тоже печку на даче старыми книгами топлю. Но, во-первых, я не претендую на роль «иконы», а во-вторых, жизнь — это жизнь. А литература пишется образами. Так вот образ литературного героя, жгущего книги, никак не согласуется ни с культурой, ни с просвящением.

Несколько раз в рассказе подчеркивается, что Преображенский — величина мирового значения. Ученый с мировым именем. Ученый? «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы». О чем, простите? Об ЕВГЕНИКЕ? Это та самая лженаука, на которой базировался фашизм? Ай, да ученый!

А хотите вишенку на торт? Знаете, как профессор с мировым именем относится лично к Вам? А вот вам: «…человечество само заботится об этом (об улучшении «человеческой породы») и, в эволюционном порядке каждый год упорно выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар». Поняли теперь кто вы? Вы — всякая мразь. Это не я сказал, это Преображенский.

Он по прежнему ваш кумир?

Ссылка на первоисточник
наверх