На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИНФОРМновости

44 541 подписчик

Свежие комментарии

  • Майя Яковлева
    Пора бы избавиться от Владимира ВладимировичаПутин объявил об ...

Аксенов: год назад Крым был ничьим

Аксенов: год назад Крым был ничьим

Аксенов: год назад Крым был ничьим
Скоро — первая годовщина, как над всей Россией пронеслось: "Крым — наш!" О том, какие в нашем обществе царят настроения, можно судить даже по такому косвенному признаку, что за Крым — даже самые отчаянные оппозиционеры.

Согласно свежему опросу сразу ФОМ и ВЦИОМ, 86% согласны с утверждением, что Крым — это Россия, а 94% уверены, что Россия должна его защищать. И даже если это повлечет осложнение отношений с другими государствами, большинство россиян - 83% — считают, что России следует в случае необходимости встать на защиту крымчан. Лишь 7% респондентов придерживаются противоположного мнения.

Естественно, и результаты прошлогоднего референдума (а что может быть ценнее, чем воля народа), и сегодняшние цифры по всей России многих за пределами нашей страны жутко раздражают. Жители Киева, Одессы, Полтавы, которые, насмотревшись украинских телеканалов, предлагают направить крымчанам продовольственные посылки — всерьез думают, что в Крыму — голод. Никакого голода там, естественно, нет. Напротив, поесть в Крыму можно очень славно. И с такой украинской пропагандой надо именно что бороться.

Но не менее опасны, чем украинские горе-пропагандисты, наши "ура-патриоты", которые считают, что про Крым можно вещать только в бравурных тонах, а особенности переходного периода в Крыму — это чуть ли не запретная тема. Нет! Крымчане — наши люди, и, проголосовав за Россию, они заслуживают от России честного разговора, тем более что глава Крыма Сергей Аксенов готов к любым, даже самым сложным вопросам и часто дает на них такие ответы, которые сложность превращают в надуманность.

В разное время Крым — очень разный. Горный, заснеженный, тихий, словно притаившийся — зимой. Но всякая пауза, всякое межсезонье рано или поздно заканчиваются. И вот в марте в Крыму — полноценная весна, первые белые лепестки уже уносит ветерком в сторону моря. Внизу — у моря — курортные городки и поселки.

Море еще холодное, но уже искрит. На набережной Алушты "Вести в субботу" встретились с главой Крыма Сергеем Аксеновым. Но туда еще надо было добраться. Итак, сначала знаменитый, самый длинный в мире троллейбусный маршрут номер 1 — от столицы полуострова города Симферополь к южному берегу Крыма.

- Сергей Валерьевич, чей Крым?

- Крым — российский, как и было издревле. Традиции не меняем.

- Год назад было ощущение, что до этого 23 года Крым был не украинский — он был ничей. Так все было запущено.

- Так и было.

Как украинцам было довести такую жемчужину, как Крым, до состояния дотационного ступора, действительно непонятно. Но и сказать, что от Украины здесь ничего не осталось, не вполне верно. Конечно, при взгляде на указатели у крымчан просыпаются не самые приятные воспоминания о навязчивой украинизации. Казалось бы, за год могли снести, но они стоят. Почему?

- Указатели до сих пор на украинском языке. Но украинский — один из государственных языков Республики Крым?

- Да, один из государственных. У нас же не стоит задача искоренить все, что касалось непосредственно культуры украинцев, их традиций. Поэтому, на мой взгляд, здесь нет никаких проблем.

- То есть просто будут добавляться надписи на русском?

- Конечно.

- И на крымско-татарском, который впервые в истории стал государственным?

- Да. Здесь никаких проблем абсолютно нет. Сейчас такая программа разрабатывается.
Кто же большие демократы: евроукраинцы, которые насаждали здесь только один язык, или, как говорят в Киеве, "агрессор" Россия, чья, как говорят в Киеве, "аннексия" почему-то взяла и обернулась расширением прав меньшинств? И все-таки тему крымских татар бросать не стоит - вокруг нее много шума.

- Много было людей, которые не захотели получать российские паспорта?

- Около трех тысяч всего.

- Три тысячи на весь полуостров?

- Да. Это те, кто написал заявление.

- Это в основном украинцы такие или крымские татары?

- Это — граждане Украины. Крымских татар там минимальное количество, по-моему, около 500 человек.

- То есть крымские татары в большинстве получили российское гражданство?

- Не то что в большинстве, а 97-98%.

- А откуда же тогда вся эта проблема, которая вроде как на слуху?

- Проблемы-то реально никакой нет. Просто с людьми никто толком не общался, когда власти были представлены непосредственно руководителями, которые прибыли с территории Украины. Здесь депутатов живых не видели никогда, не говоря уже о руководителях полуострова. Это была неприемлемая ситуация.

С тех времен по всему Крыму — приметы самозахватов земель. При украинской власти это считалось "уголовкой", но никого это особенно не останавливало. Новые российские власти решили уголовное преследование не применять, а объяснять и договариваться. И вопреки стереотипам это получается.

"Мы объяснили людям, что если они пойдут навстречу власти, будут самостоятельно сносить, у них будет возможность по упрощенной процедуре, согласно новому закону, получить земельные участки. И сегодня такой процесс идет. Каждую неделю сносятся два-три самозахвата самостоятельно", — отметил Аксенов.

Еще одно нововведение Аксенова: заседания Совета министров Крыма он проводит в прямом телеэфире. Таких стандартов открытости в остальной России еще поискать. А через крымский парламент он недавно провел закон о завершении национализации. Многих от этого слова передергивает. Аксенов свою позицию аргументирует.

- Говоря о национализации, которая проходила на полуострове, одни пишут об изъятиях, а другие — о сделках по национализации. Это все-таки изъятие или сделка?

- Это изъятие. Сделок никаких нет. Объекты, которые сегодня имеют стратегическое значение для Крыма, например, "Крымгаз", "Черноморнефтегаз", "Крымэнерго", являются стопроцентными монополистами на этом рынке. Они, считаю, должны быть в собственности государства. Тем более что как таковой приватизации этих объектов никогда не было. Их никто за деньги живые не выкупал. Государство от таких сделок на тот момент ничего не получало. "Крымэнерго" приватизировалась. Сделали двойное авансирование, двойной платеж вперед. За счет того, что собрали с людей. На эти же деньги и приобрели. То есть в данном случае уже окупили это все пять раз неоднократно. "Крымгаз", допустим, — это такая же частная акционерная компания, которой на тот момент Украина безвозмездно передала все сети в пользование.

- Это Ахметов, Коломойский?

- Нет, это Фирташ. То есть получили без единой копейки.

Там, где надо, решительный Аксенов готов применять и ручное управление.

- "Крымтроллейбус" — это государственное предприятие?

- Да

- Которое не приходилось национализировать? А недавно на нем были проблемы с выплатой зарплаты.

- Конечно.

- И вам пришлось главу Минфина на ковер вызывать?

- Да. За это от должности отстранен директор Зайченко Валерий Павлович как человек, который не борется за свой трудовой коллектив. Мы от таких людей будем освобождаться. Да, будет определенная текучка — кому-то это нравится, кому-то — нет — но сегодня не могут в органах власти находиться люди, которым наплевать на проблемы, которые стоят перед регионом.

- Санкции, которые ударили по Крыму и всей России, переживаете нормально?

- Наверное, один раз эту финансовую зависимость надо отрубить и понимать, что мы сегодня самодостаточные, можем все то, что мы приобретали за границей, можем делать это самостоятельно. Поэтому, на мой взгляд, один раз в истории нашего государства такую вещь сделать было необходимо. Президент на этот шаг осознанно пошел и сделал все правильно. Здесь, безо всяких сомнений, - его заслуга, он имел мужество и решительность согласиться на проведение подобной операции, я имею в виду принятие закона "О воссоединении Крыма. Глава государства понимает те последствия, которые повлекут санкции, в том числе удар по экономике России. Но мы не можем себя чувствовать независимой страной, никогда не сможем, имея такой якорь, такой балласт — полную зависимость от американской финансовой системы. Я считаю, что это неприемлемо!

Между тем, за окнами мелькают виноградники, а значит, вспоминаем о теме воды. Что касается питьевой, то курортникам беспокоиться не о чем — к курортам бегут веселые горные ручьи. Например, в окрестностях Ялты из крана течет вода не просто питьевая, а целебная. Проблема — в воде для орошения.

С виноградниками все в порядке, пусть даже срок перехода крымских виноделов с украинских на современные стандарты пришлось продлить. Но одно дело — стандарты виноделия или, например, переход с украинских на российские автомобильные номера (здесь тоже переходный период продлен), а другое — отказ Киева от продления поставок в Крым днепровской воды. К примеру, перекопским рисоводам ее заменить нечем. Но ответ уже есть. "Министерство сельского хозяйства составило программу развития, — подчеркивает Сергей Аксенов. - Идет замена влагозависимых культур на засухоустойчивые".

- Что будете выращивать?

- Просо, сорго, бобовые. Пшеницу посеяли. В прошлому году мы собрали урожай больше, чем в 2013-м, на 6-7%.

- Крым — это все-таки уникальный случай. Восток Украины может повторить ваш прецедент?

- Просто на тот момент сошлись все звезды, так сказать, в одной точке. Так что время способствовало тому, что мы провели это без единого выстрела. Даже окно ни одно не было разбито. На юго-востоке, к сожалению, эта скорость сейчас утеряна, потому что враги уже получили урок. Когда я говорю "враги", то ни в коем случае не имею в виду граждан Украины. Это именно правительство Украины, которое не стесняется применять Вооруженные силы против своего народа. Крыму удалось миновать все это. Но, по-моему, на юго-востоке такой сценарий невозможен.

- Что посоветуете и Киеву, и вашим товарищам в Луганске и Донецке?

- В Донецке и Луганске — держать ту же позицию. Они уже встали на путь, который изменить невозможно. Их тогда не поймут люди. И те цели, которые они преследовали изначально, вступая в вооруженный конфликт, конечно, будут дискредитированы, если они займут какую-то другую позицию. Я лично уверен, что у них хватит стойкости духа двигаться в том же направлении. Это — единственно правильный путь.
И вот в этой связи возвращаемся к событиям годичной давности, которые Крым отличают.

- Как это было год назад?

- Все было очень быстро. Наверное, в этом был залог нашего успеха.

Напоследок — прогулка по набережной Алушты. Конечно, есть и такое, к чему крымчанам в России еще надо приспособиться. Как и предолимпийскому Сочи, Крыму предстоит перешагнуть через себя, ведь здесь привыкли к тому, что летом отдыхающие деньги отдадут и так. В частности, в первый "российский" сезон сюда наведались в основном россияне среднего класса и выше. И они, в отличие от "всеядных" украинцев, предпочли частному сектору отели. Здесь есть о чем подумать и самим крымчанам, и, конечно, федеральным властям, если ставить цель, чтобы в Крыму могли отдыхать и менее привелигированные слои.

Еще остается проблема транспортной доступности. Да, корявенький аэропорт Симферополя наконец-то на реконструкции. Украине до этого не было дела 23 года. Да, есть план строительства моста. Но пока все упирается в керченский паром. Впрочем, Аксенов говорит, что уже понял, в чем дело и что нужно делать.

"Была организована абсолютно бестолковая логистика. Паром, который загружался с краснодарской стороны, ждал по полтора-два часа, пока с керченской стороны загрузится под самую завязку. А там просто нет транспорта физически. И вот элементарные управленческие просчеты не давали возможности действительно эффективно организовать перевозку пассажиров. Мы уже сменили практически весь руководящий состав Керченской переправы, — сказал Аксенов. - Сейчас Керченская переправа находится уже под контролем республики".

До 1 апреля, отметил Аксенов, будут приобретены два дополнительных парома. Крым справляется. А весна? Весна только начинается.

Сергей Брилев

Картина дня

наверх