На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИНФОРМновости

44 540 подписчиков

Свежие комментарии

  • Майя Яковлева
    Пора бы избавиться от Владимира ВладимировичаПутин объявил об ...

России необходимо усиливать свое присутствие в Центральной Азии

России необходимо усиливать свое присутствие в Центральной Азии

 

 
 

 

В уходящем году Центральная Азия не была в центре общественного внимания, однако этот огромный регион остается сосредоточением множества болевых точек. Итоги и прогнозы представляет экономист, эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович.

— С какими итогами подходит Центральная Азия к Новому году?

— 2015 год в Центральной Азии был отмечен постепенным усилением политического присутствия России. Это связано с комплексом из трех факторов.

Первый из них — активизация сотрудничества по линии ОДКБ в рамках подготовки отражения атак экстремистов с территории Афганистана. После завершения вывода войск Международных сил содействия безопасности (возглавляемый НАТО международный воинский контингент. — РП) из Афганистана в 2014 году и фактического самоустранения Североатлантического альянса от борьбы с террористами в регионе существенно выросла угроза атак экстремистов против постсоветской Центральной Азии. В течение последних двух лет было зафиксировано множество атак приграничной зоны Таджикистана и Афганистана, включая случаи убийства и захвата пограничников.

В мае после существенного укрепления позиций экстремистов в Кундузе и Бадахшане, граничащих с Таджикистаном, данная угроза достигла пика, что обусловило рост интенсивности сотрудничества по линии ОДКБ, включая военные учения в обстановке, приближенной к боевой, технический обмен, обучение специалистов союзных государств.

На текущий момент большинство экспертов склоняются к тому, что коллективные силы ОДКБ готовы к отражению внезапных вылазок боевиков через границу Таджикистана. Также Россия и ОДКБ пытаются наладить сотрудничество против общих угроз с Туркменистаном и Узбекистаном, покинувшим Организацию несколько лет назад из-за политических разногласий с остальными государствами. К сожалению, сотрудничество с этими странами ограничено неофициальным информационным обменом, а их фактическая готовность к отражению вылазок боевиков с афганской территории неясна.

Отдельно следует отметить амбиции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), к которой присоединились Индия и Пакистан. Это позволяет организации стать переговорной площадкой между двумя странами, в том числе по вопросу «афганской нейтралитета». Достижение согласия по этой проблеме упростило бы ситуацию в самом Афганистане, которую дестабилизирует поддержка спецслужбами Пакистана движения «Талибан».

— Какую роль играет в укреплении позиций России в регионе деятельность Евразийского Экономического Союза, предполагающего более глубокую интеграцию, чем Таможенный Союз, и присоединение к нему Кыргызстана?

— В перспективе обсуждается возможность вступления в Союз Таджикистана, а также заключение соглашения о свободной торговле с Узбекистаном. Рамочное соглашение ЕАЭС уже подписано с Вьетнамом, а заключение подобных договоров с Индией, Израилем и рядом других стран запланировано на ближайшие годы.

Для новых членов ЕАЭС — Кыргызстана и Армении — присоединение к проекту связано с шансом на привлечение крупных инвестиций. По кыргызстанским данным, в течение первых девяти месяцев 2015 года объем иностранных инвестиций в страну вырос более чем на 40%, причем и за счет капиталов евразийских стран, и за счет дальнего зарубежья. Кроме того, есть шанс значительно увеличить сбыт продуктов питания из «новых евразийских» стран в Россию, Беларусь и Казахстан.

В политическом контексте развитие евразийской экономической интеграции означает укрепление наметившегося блока не только за счет наличия общих внешних угроз, но и общих хозяйственных интересов, которые позволяют добиться определенного экономического роста. Следует отметить, что представители США открыто заявляли, что рассматривают ЕАЭС в качестве нового регионального союза, который может ослабить американские позиции и даже выражали готовность вести с этим интеграционным проектом борьбу.

—Влияет ли на ситуацию в регионе проведение Россией военной операции в Сирии, косвенно повышающей безопасность региональных государств?

— Сирия и Ирак стали точкой притяжения радикалов из различных регионов, включая постсоветскую Центральную Азию. По имеющимся оценкам, регион покинуло более 2000 человек, примкнувших к экстремистам по различным причинам. Часть из них имеет стремление продолжить террористическую войну на родине. В Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане уже были зафиксированы случаи создания лицами, воевавшими на стороне радикалов в Афганистане и Сирии, экстремистских организаций, которые занимались не только вербовкой для участия в вооруженных конфликтах, но и подготовкой терактов, грабежами и рэкетом с целью финансовой поддержки зарубежных единомышленников.

Одним из центров привлечения постсоветских экстремистов в Сирии стала группировка «Фронт ан-Нусра», союзник «ИГ» (обе террористические организации запрещены в России), против которой были направлены первые удары российской авиации в ходе военного конфликта. Достаточно успешное развитие военной операции и последовательное наступление войск официального Дамаска позволяют надеяться на ликвидацию боевиков по подготовке террористов на сирийской территории. Разгром основных сил экстремистов должен привести к сокращению их возможностей готовить террористические группы для заброски на постсоветское пространство.

Недавнее уничтожение в Египте группировки «Вилаят Синай», взявшей на себя ответственность за взрыв на борту российского аэробуса А321, и ее лидера Абу Мусаби, которое, предположительно, было осуществлено египетскими войсками с использованием информации российских спецслужб, позволяет надеяться на рост безопасности России и ее союзников, включая государства Центральной Азии. Этот опыт будет гарантировать месть террористам со стороны союзников по ОДКБ.

— К чему готовиться Центральной Азии в наступающем 2016-м?

— Можно ожидать сохранения существующих тенденций — укрепления позиций России и евразийского интеграционного проекта, а также усиления противодействия со стороны США и Турции. Регионами наиболее острой борьбы интеграционного и антиинтеграционного векторов станут Таджикистан и Кыргызстан, где вероятны попытки радикалов перенести борьбу в политическое или даже насильственное поле, нужно стремиться этого избежать.

В наступающем году ожидается рост угроз со стороны Северного Афганистана. Возможно увеличение числа и даже масштаба пограничных инцидентов, остро встанет вопрос пресечения контрабанды афганских опиатов.

Однако вместе с негативными факторами есть основания ожидать углубления и развития экономического сотрудничества между региональными государствами, прежде всего, в рамках ЕАЭС. Это позволит не только активизировать обмен товарами и инвестициями, решать общие проблемы импортозамещения, но также общие транспортные, монетарные и хозяйственные проблемы. Кризис перепроизводства сырья в мире сейчас неблагоприятно сказывается на экономической ситуации, однако формирование единого регионального рынка позволит легче преодолевать шоки, исходящие из дальнего зарубежья.

Так или иначе, развитие ситуации потребует от экспертного сообщества повышенного внимания, беспристрастного изучения ситуации без учета идейной догматики и, наконец, умения мыслить на перспективу, чтобы уметь оперативно реагировать на события в регионе и сопредельных государствах.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх