На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИНФОРМновости

44 540 подписчиков

Свежие комментарии

  • Майя Яковлева
    Пора бы избавиться от Владимира ВладимировичаПутин объявил об ...

Новые задачи космонавтики, или Что нам их «Орион»

Новые задачи космонавтики, или Что нам их «Орион»

Новые задачи космонавтики, или Что нам их «Орион»
Запуск ракеты-носителя "Дельта-4" с космодрома на мысе Канаверал
Фото: Reuters

США только что отправили в тестовый полёт «Орион», свой новый космический транспорт, более просторный, чем наши «Союзы». Можно сказать, чересчур просторный в данном случае. Это событие было громко названо «первым пилотируемым полётом НАСА после эры шаттлов», хотя в модуле экипажа летали коллекция кукол капитана Кирка из сериала «Звёздный путь» и прочие сентиментальные вещицы работников НАСА. В роли научной аппаратуры выступила только тысяча с небольшим датчиков, кресел капитанам Киркам не предоставили, системы жизнеобеспечения тоже, управление не доверили, даже ставить не стали, ограничившись дистанционным. Тем не менее, за последние сорок лет после миссии «Аполлон-17» ни один корабль, теоретически способный нести человека, не удалялся от Земли на 5800 км.

Новые задачи космонавтики, или Что нам их «Орион»
Полёт «Ориона» был очень коротким и занял всего несколько часов. Задача заключалась в том, чтобы совершить два витка вокруг Земли и войти в атмосферу под углом, имитирующим возвращение корабля с лунной или марсианской миссии. Данные о работе тепловой защиты и остальных элементов конструкции аппарата будут учтены для следующей модели, которая будет уже больше похожа на полноценный космический корабль. Она будет выведена на орбиту через четыре года на новой ракете SLS, если, конечно, её к тому моменту доделают, или снова на «Дельте-4». По могучему американскому плану доработанный «Орион» должен участвовать в не менее картинных миссиях — например, захвату семиметрового астероида и приведению его на лунную орбиту для изучения (во всех кинотеатрах Земли в этот момент покажут Брюса Уиллиса), а в конечном итоге — доставить человека на Марс и вернуть на Землю.

Сегодняшний праздник по поводу полёта «Ориона» примерно из той же области, что и Нобелевская премия Обамы — замах идёт в зачёт за удар. Это вообще очень по-американски, в прошлом году они точно так же с большой помпой спустили на воду авианосец «Джеральд Р. Форд» без электромагнитной катапульты для самолётов. Её ещё лет пять будут доделывать. С другой стороны, это не просто медиа-шум, а таки заявка в верном направлении. Америка предсказуемо делает ставку на вещи, которые легче всего пиарить, но они же являются и реально перспективными. На переднем крае науки и техники сейчас два направления — пилотируемая космонавтика и обитаемые базы на других телах Солнечной системы. Запуск в космос уже превратился из невероятного прорыва человеческого гения в чисто логистический вопрос цены, надёжности и времени. Задачи, поставленные станциям на орбите Земли, по большей части решены. Человек научился существовать в космосе, узнал опасности невесомости и научился их компенсировать. Следующие принципиально новые проблемы и, как следствие, революционные технологии их преодоления будут возникать только на Луне и Марсе. Как вариант, на кометах и астероидах.

В отличие от Обамы, «Орион» всё-таки однажды двинется в правильном для человечества направлении. По этой причине демонстрация того, что США работают над собственными способами доставки людей на орбиту и за её пределы, должна быть воспринята нами однозначно. На сегодняшний день человек может попасть на орбиту только двумя способами: через Россию и Китай. Впереди у нас ещё пять лет безоговорочного лидерства в пилотируемых запусках, после чего карета превратится в тыкву.

Само по себе первое место по запускам мало что будет значить, если орбита Земли перестанет быть передним краем, фронтиром, и превратится в тыловую базу. Вчера мы запускали первого космонавта Земли, и это было шоком, сегодня Россия обеспечивает регулярную доставку людей и грузов на МКС, и это воспринимается как должное. Американцы уже пытаются выставить нас страной-бензоколонкой, которая больше ни на что не способна. Скажем прямо, имидж страны-извозчика, которая доставляет остальных к звёздам, где они занимаются всякими интересными вещами и за счёт этого могут позволить себе оплачивать доставку, ничем не отличается от имиджа страны-бензоколонки. В этот скромный костюмчик США нас будут впихивать, пока сами примеряют фрак с бабочкой. Поэтому стоит нам упустить момент — придёт неизбежная деградация и потеря позиций. За нашими пилотируемыми запусками должна стоять собственная амбициозная программа покорения космоса, только ради которой их стоит совершать.

И такая программа у нас есть. Единственный шанс не упустить фору — это работающая обитаемая база на Луне в те же 2020-е годы, к которым Америка планирует довести до ума «Орион», снова научиться выходить в космос и спланировать дорогу на Марс. Зазеваемся сейчас — и к тому моменту наше преимущество в пилотируемой космонавтике может сойти на нет, потому что помимо Китая и США её придётся делить с Индией, а ещё, чем чёрт не шутит, и с Ираном, и с Европой, хотя последнее маловероятно. Дан старт новой космической гонке, и финишная черта уже известна. Будущее России в космосе зависит теперь исключительно от того, найдёт ли она в себе силы двигаться вперёд, к фронтиру, на передовую науки.

Андрей Каменецкий

Картина дня

наверх